- Дарвинизм
- учение Дарвина, по которому все разнообразие органических форм возникло на основании естественного подбора из нескольких первоначальных. Организмы, по Дарвину, размножаются в геометрической прогрессии; такое размножение приводит к тому, что для всех организмов не хватает пищи, происходит борьба из-за нее, и в этой борьбе за существование выживают наиболее приспособленные это и есть естественный отбор. Наиболее приспособленными организмы становятся, во-первых, вследствие закона изменчивости, по которому рожденные а) часто отличаются и от родивших, и между собою в некоторых признаках, b) в течение жизни организмы приобретают новые признаки и теряют те, которые принадлежали предкам, в случае их бесполезности, во-вторых, вследствие закона наследственности, по которому изменения, приобретенные родителями, наследуются и некоторыми из детей, в-третьих, вследствие влияния условий природы, которые могут образовывать новые органы у организмов, в-четвертых, вследствие борьбы за существование, при которой побеждают наиболее приспособленные, в-пятых, вследствие полового подбора, по которому известные признаки и особенности самок и самцов сохраняются и развиваются. Первоначальные формы или особи, по мнению некоторых ученых, непосредственно были созданы Творцом, по мнению других, возникли путем естественного преобразования неорганической материи в органическую и затем в организмы. Процесс развития организмов происходит очень медленно и не охватывает всех организмов, так как некоторые живут при условиях, не дающих толчков для этого развития; оттого наряду с высшими организмами сохранились и представители низших типов; в природе происходит также и регресс, вследствие того, что рождаются особи с признаками, которых не было у их отцов, а которыми обладали отдаленные предки и которые при теперешних условиях существования бесполезны. Таковы законы, управляющие эволюцией органического мира. Сам Дарвин был сторонником архебиозиса учения, по которому органическая жизнь возникла в отдаленные геологические эпохи естественным образом путем медленного преобразования неорганической материи в органическую, а затем одни организмы происходили от других и произвольного зарождения в последующие эпохи уж не было, но он допускал, что первые 5 основных форм были созданы непосредственно Богом. Д., правильно понятый, имеет громадное научное значение при решении вопроса о взаимоотношении организмов, при объяснении многого раньше непонятного в жизни организмов, при геологических изысканиях, при исследованиях географического распределения растений и животных и объединяет многие разрозненные факты. Следует только помнить, что Бог создал законы бытия, каковые, получив бытие, стали естественными, и отсюда понятно, что можно объяснить естественными законами происхождение, сходство и целесообразное устройство животных и растительных видов. С другой стороны, Д. не может объяснить причин, законов и границ изменчивости в организмах, что доказывает существование Первопричины Бога-Творца, создавшего все целесообразности, и вместе Бога-Промыслителя, постоянно ведущего бытие к совершенству.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.